Китайский дракон, называемый лун – это, пожалуй, самое известное из мифических существ во всем Китае, если не восточно-азиатской культуры в целом. Он – это символ изобилия, процветания и удачи, сильно отличающийся от всех драконов, характерных для западноевропейских культур. Те, как правило, больше всего ассоциируются с силами зла. Внешний вид луна совмещает в себе черты 9 разных животных, как:
- верблюд, змея, бык,
- олень, карп, тигр, орел,
- омар и кит, от которого он позаимствовал хвост.
Любопытно, что благодаря наличию на голове шишки, лун имеет возможность летать даже без крыльев. В художественных творениях его изображают, как змееподобное существо, покрытое чешуей и имеющее четыре лапы. Если говорить о его мифологическом происхождении, то китайская культура потеряла его в веках. Сегодня принято считать, что он – это правитель водных стихий.
С самых древних времен люди полагали, что это таинственное существо, которое обладает сверхъестественными способностями, оно может благословлять или как-то иначе влиять на жизни. Когда большинство племенных образований объединились, став одним сообществом, китайский дракон превратился в национальный символ и божество дождя, грома и радуги, а также повелителя звезд. В обществе, которое занимается сельскохозяйственным трудом, почти все зависит от природы, потому луну и поклонялись, считая его источником всего, что так или иначе связано с человеческим благополучием.
Даже сегодня в сельской местности люди традиционно обращаются к местному божеству в лице дракона. Он, судя по поверьям, проживает в реке или озере, но может быть и в заливе. Его просят про то, чтобы пошел дождь. Надо сказать, что вера в магические полномочия дракона или луна поддерживалась на протяжении тысяч лет. С появлением феодального общества, китайский дракон в Поднебесной стал исключительным символом императорского дома, олицетворением его власти и силы. В соответствии с концепцией противоположностей в древней китайской натурфилософии, лун – это ян, а фэнхуан или феникс - инь. Их соотносят с небом и землей, императором и императрицей, таким образом, контролируя судьбу всего человечества.
Монголы, сумевшие покорить китайские земли примерно в тринадцатом столетии, приняли данный символ и распространили его по странам Ближнего Востока, также ими завоеванными. Конечно же, для ближневосточного искусства такое стало новшеством. Но, немного позднее картинки, изображающие китайского дракона или феникса все чаще и чаще стали появляться на коврах, а также на металлических изделиях. В течение тысячелетий образ дракона луна претерпел множество изменений. Из свирепого, таинственного, нарисованного на примитивных изделиях, датируемых бронзовым веком, он превратился в изящного, прирученного. Таким дракона рисовали на произведениях искусства, сделанных в период эпохи династии Сун.